Выставляю дидактические игры Зиминой. Может быть кому-нибудь пригодиться.
Игра: «Лесные зверушки».
Программное содержание: учить детей различать тембры звучания инстру¬ментов — барабана, бубна, погремушки.
Игровые пособия: домики плоскостные, где живут медведи, зайцы, лисички. Шапочки медведей, зайцев, ли¬сичек по количеству одной трети детей. На¬стольная ширма.Барабан, бубен, погремушка.
Ход игры:
Дети разделены на три подгруппы: «зайчики», «лисы», «медведи». Им надевают на головы ша¬почки с изображением мордочек этих зверей. Каждый из названных зверей располагается в своем домике. Педагог помещается около одной из стен комнаты. Перед ним стол, на нем ширма; за которой лежат музыкальные инструменты.
Педагог объясняет, что сейчас звери лесные будут гулять в лесу: «На звуки барабану выйдут погулять «медведи», на звуки бубна — «лисички», а на звучание погремушки — «зай¬чики». На лесной прогулке звери друг друга не обижают, друг другу дорогу уступают; как только звуки изменяются, на месте стоять ос¬таются, никуда не убегают!» Исполняет звуки неоднократно в разной последовательности! «Звери» исполняют в соответствии с заданны ми звуками характерные для них движения. По окончании игры все звери должны спря¬таться в своих домиках, о чем им сообщается при объяснении игровых правил.
Программное содержание: учить детей различать силу звучания.
Музыкально-дидактический материал: барабан.
Ход игры.
Ребята распределены по двум кругам — большому и маленькому. Это — два барабана. Педагог предлагает детям большого круга громко играть на барабане (хлопать в ладоши), а детям маленького — играть тихо (уда¬рять пальчиком о пальчик). Он исполняет на барабане звуки то тихо, то громко в разной последовательности звучания. В конце игры отмечает «барабан» — победитель. Спраши¬вает: «Что приятно сделать внимательно слу¬шавшим силу звучания детям? Песенку про барабан спеть? Или в игру "Кто скорей ударит в барабан" поиграть?»
Затем все дети или поют песню, или играют в игру.
Программное содержание: учить детей различать силу звучания.
Музыкально-дидактический материал: барабан.
Ход игры.
Ребята распределены по двум кругам — большому и маленькому. Это — два барабана. Педагог предлагает детям большого круга громко играть на барабане (хлопать в ладоши), а детям маленького — играть тихо (уда¬рять пальчиком о пальчик). Он исполняет на барабане звуки то тихо, то громко в разной последовательности звучания. В конце игры отмечает «барабан» — победитель. Спраши¬вает: «Что приятно сделать внимательно слу¬шавшим силу звучания детям? Песенку про барабан спеть? Или в игру "Кто скорей ударит в барабан" поиграть?»
Затем все дети или поют песню, или играют в игру.
Программное содержание: учить детей различать тембр звучания музы¬кальных инструментов.
Игровые пособия: шапочки-эмблемы с изображением мордочек медвежонка, лисенка и зайчонка по количеству играющих детей. Ширма настольная. Вымпел.
Музыкально-дидактический материал:
металлофон, кастаньеты, валдайский коло¬кольчик.
Ход игры.
Дети садятся на стулья, поставленные в три ряда, кто как хочет. Педагог располагается пе¬ред ними за низким столиком, на котором сто¬ит ширма, за ней — инструменты.
Педагог: «Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную — лесную.
Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут зайчатами. (Раздает детям ша¬почки-эмблемы с изображением соответ¬ствующих животных.) Ну, зверушки лес¬ные, будем учиться различать звучание разных инструментов. Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастанье¬ты. Ну а этот мелодичный звук у колоколь¬чика. Когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногами «медвежата». Когда за¬звучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки «лисята», а когда колокольчик — «зайчата» будут показывать, как в него иг¬рают, — кистями рук покачивать». Педагог играет на разных инструментах, все время неравномерно изменяя последователь¬ность звучания. По окончании игры отмечает тех зверушек, которые прилежно учились. Они награждаются вымпелом «Отличники лесной школы».
Игра: «Три поросенка».
Программное содержание: учить детей различать характер и жанр музы¬кальных произведений.
Игровые пособия: 3 плоскостных домика с оконцами и крышами трех цветов. 3 шапочки — красного, зеленого и синего цвета, соответственно цвету крыши.
Музыкально-дидактический материал: любая бодрая плясовая, маршевая и спокойная песенная мелодии, исполненные на металло¬фоне, или произведения, исполненные в грам¬записи.
Ход игры.
Педагог:
«Жили-были три поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф жил в доми¬ке с красной крышей и носил красную шапоч¬ку
.Нуф-Нуф жил в домике с зеленой крышей и носил зеленую шапочку, а Наф-Наф жил в домике с синей крышей и носил синюю ша¬почку. Не только разные цвета любили поросята, но и разную музыку. Ниф-Ниф любил маршировать, Нуф-Нуф — плясать, а Наф-Наф — хороводы с песней водить. Однажды пришли к ним друзья. Остановились под окна¬ми домиков. А поросята с друзьями игру-со¬ревнование затеяли. Как марш звучать начи¬нал, выглядывал из окна Ниф-Ниф, и маршировали друзья под его окном. Зазвуча¬ла — плясовая, выглядывал из окна Нуф-Нуф, и начинали плясать друзья под его окном. А как песня раздавалась, Наф-Наф выгляды¬вал, и его друзья кружились в хороводе. Ве¬село им было! Давайте и мы так поиграем». Педагог выделяет троих детей на роли поросят и разделяет остальных на три круга, которые рас¬полагает под окнами домиков. Несколько раз ис¬полняет музыкальные произведения в неравно¬мерной последовательности звучания. В ходе игры по возможности меняет детей, исполнявших роли поросят. В конце игры отмечает того «по¬росенка» («поросят») и его (их) друзей, которые лучше слушали или поют песню о каком-либо животном.
Игра: «Зайцы».
Программное содержание: учить детей различать высокие, средние и низкие звуки. Совершенствовать слуховое вос¬приятие детей.
Игровые пособия: плоскостные изображения дерева и куста.
Музыкально-дидактический материал: 2 валдайских колокольчика большего и меньше-го размера.
Ход игры.
На стульях в разных местах комнаты стоят плоскостные изображения дерева и куста. Де-ти группируются в две команды. Под кустом живут «зайчики», а под деревом — «лисички». Педагог предлагает им соревноваться между собой в умении различать нежные звуки коло¬кольчиков.
.
Педагог:
«Когда будет звучать большой колокольни "лисички" разбегутся по полянке, а как тол[ ко зазвучит маленький колокольчик, запрып ют по полянке "зайчики" (иллюстрируе! При смене звуков нужно двигаться только те зверушкам, чей колокольчик звучит, а остал1 ным оставаться на местах там, где их застаг, смена звучания. А я буду все время вас путал как зверушки свои следы в лесу запутываю То зазвоню в большой колокольчик, то в ме ленький. А потом несколько раз в большой снова в маленький. И опять в маленький. Слушайте внимательно, какой колокольчи звенит. Когда же я совсем перестану играть колокольчики, поставлю их, а "лисицы", , "зайцы" должны быстро собраться в ceo ' 'норки под кустом и деревом''».
Игра повторяется несколько раз со сменой команд.
Игра: «Кошки – мышки».
Программное содержание: учить детей различать громкие и тихие звуки.
Игровые пособия: шапочки кошек и мышей по количеству детей группы. Два плоскостных домика разного цвета.
Музыкально-дидактический материал: металлофон или фортепиано. Любая плясовая мелодия.
Ход игры.
В разных местах комнаты стоят два домика. Один — кошек, другой — мышек. В каждом из домиков живут и «мамы» и их «дети».
Педагог:
«Мамы-мышки и мышата живут в синем домике. Мамы-кошки и котята живут в жел¬том домике. Ночью спят, а днем любят иг¬рать. Но мышки ужасно боятся кошек, и поэтому когда выходят гулять, то двигаются тихо-тихо. И звуки, зовущие мышек гулять, будут тихие. Вот такие (играет). А кошки никого не боятся. И их зовут гулять громкие звуки. Вот такие (играет). Внимательно слушайте звуки. Если они будут громкими — пойдут гулять кошки, если тихими — мыш¬ки. Мамы-мышки, мышатам помогайте, да¬леко от себя не отпускайте, как только му¬зыку кошек услышите — присядьте, мышонка лапкой прикройте, чтобы кошки вас не увидели и не услышали. А кошки, когда музыка мышек звучать будет, на мес¬тах стоять оставайтесь, на мышек погляды¬вайте, но никого не трогайте. Я много раз то громко, то тихо, то снова тихо и громко, играть буду. А когда совсем играть пере¬стану и скажу: "Лови!" — мышки должны скорее от кошек в свой домик убежать».
Игра: «Козлята и волк».
Программное содержание: учить детей различать форму, характер и сред¬ства выразительности музыкальных произведе¬ний.
Игровые пособия: шапочка, изображающая мордочку волка.
Музыкально-дидактический материал: «Козлята», муз. Т. Ломовой.
«Волк», муз. Т. Ломовой.
Исполнение на фортепиано или в грамзаписи.
Ход игры.
Все дети — «козлята». Один ребенок — «волк». На голову ему надевается шапочка, ко¬торую он после окончания передает другому ре¬бенку и т. д. «Козлята» стоят в одном конце зала, «волк» — в другом. Педагог предлагает детям послушать музыку, характеризующую образы козлят и волка (она дается или в грамзаписи, или исполняется на фортепиано). Затем пред¬лагает детям внимательно слушать:
«Как только зазвучит музыка бодрая, легкая, отрывистая, озорная, козлята должны прыгать и скакать на полянке, а как только зазвучит музыка бодрая, но су¬ровая, размашистая, выскочит на полянку волк, будет двигаться широкими прыжка¬ми. Козлята же Должны сразу, как только волк появится, с полянки убегать».
Исполняет музыку, характеризующую обра¬зы, неоднократно в разной последовательно¬сти. Игровое упражнение повторяется.
Программное содержание: учить детей различать тембр звучания музы¬кальных инструментов.
Игровые пособия: плоскостные изображения лошади, медведя, собачки, по одному набору на каждого ребенка группы.
Музыкально-дидактический материал: бубен, маракас, погремушка-румба.
Ход игрового упражнения.
Дети сидят за столами, поставленными или рядами, или полукругом. Перед каждым ребенком набор плоскостных фигурок, изобра¬жающих животных.
Педагог говорит:
«Дети, вы в цирке, и сейчас на арену бу¬дут поочередно выходить и показывать свои умения дрессированные животные. Для этого надо внимательно слушать, ка¬кой инструмент звучит. Если бубен — вый¬дут на арену лошадки. Если маракас — выйдут медведи, а если зазвучит погре¬мушка-румба, то выскочат собачки». Педагог несколько раз играет на указанных инструментах. В соответствии с заданием де¬ти отбирают из своего набора то лошадку, то медведя, то собачку, имитируют их движения.
Программное содержание: учить детей различать и передавать ритмический рисунок знакомых песен.
Музыкально-дидактический материал: бубны, металлофон или пианино. Мелодии трех-четырех знакомых детям песен.
Ход игрового упражнения.
Педагог раздает детям бубны по одному на каждого ребенка и предлагает им вместе спеть, а затем помочь бубну прозвучать (спеть) мелодии песенок. Поет песни с де ми. Затем напоминает, в какой руке и как надо держать бубен. Просит детей внимательно послушать, как звучит мелодия песни на металлофоне или фортепиано, и затем повторить ее ударами по бубну. Отмечает детей, которые правильно передавали ритмический рисунок песни ударами по бубну. Вновь просит прослушать мелодию уже другой песни и помочь бубну ее «спеть» и далее.
Программное содержание: научить детей воспринимать и различать длительность звуков.
Игровые пособия: нотные знаки, вырезанные из бумаги — целая, половинная, четвертная, восьмая.
Музыкально-дидактический материал: бубен или барабан.
Ход игрового упражнения
Детям говорят, что когда композиторы шут музыку, то долгие звуки они обозначай белыми знаками, а короткие — черными. Во такими! (Показывает.) Затем предлагает по слушать их звучание и продвигаться в пространстве комнаты то шагами (на долгие звуки), то бегом (на короткие звуки) в разных направлениях. Упражнение проводится много раз непоследовательной сменой звучания.
Программное содержание: учить детей различать и передавать в движении темп музыкального звучания.
Игровые пособия: ободки-эмблемы с усиками бабочек по количеству играющих.
Музыкально-дидактический материал: пианино. Русская народная песня
в обработке И. Метлова.
Ход игрового упражнения.
Педагог предлагает «бабочкам» поучиться легко летать по полянке и кружиться на месте,
помахивая крылышками. Он говорит, что звуки на металлофоне будут звучать то быстро, то медленно. На быструю музыку «бабочкам» нуж¬но летать, а на медленную — кружиться (показы¬вает, как это нужно делать). Несколько раз уп-ражнение выполняется с последовательной сменой звучания. Затем педагог говорит, что он будет все время «бабочкам» музыкальные за¬гадки загадывать: то несколько раз быстро иг¬рать, то несколько раз медленно, то один раз быстро, а много раз медленно. А «бабочки» должны будут музыкальные загадки разгады¬вать. Но это можно сделать, только если внима-тельно слушать музыку. Упражнение проводится еще несколько раз с непоследовательной сме¬ной звучания.
Игровое упражнение: «Птичий двор».
Программное содержание:
учить детей различать тембр голосов птиц. Со¬вершенствовать музыкально-звуковые пред¬ставления. Развивать творческие проявления в посильной эмоционально-выразительной пере¬даче образов.
Игровые пособия:
шапочки с эмблемами петухов, курочек, цыплят, уток, гусей.
Музыкально-дидактический материал:
магнитофон с записью голосов домашних птиц. Музыкальные произведения: «Петушок», русская народная песня в обработ¬ке М. Красева.
«Цыплята», муз. А. Филиппенко. «Гуси», муз. Е. Тиличеевой. «Веселая дудочка», муз. М. Красева.
Ход игрового упражнения.
Дети делятся на пять подгрупп. Им надеваются шапочки с изображением цыплят, петушков, гусей, курочек и уток. Все «птицы» размещаются в разных сторонах комнаты. Только цыплята группируются вместе с курочками. Детям в разной форме объясняют задание. Надо от дать, чей голос звучит в записи. Сначала только отвечают, чей голос звучит. При повторном проведении игрового упражнения дет предлагается узнать голос птицы и, если от верен, прогуляться по птичьему двору в соответствии с образом и характером музыкально произведения, исполняемого педагогом или: звучащего в записи. «Гуси», «петухи», «утки» двигаются в соответствии со звучанием разных произведений, характеризующих эти образ «Курочки» выполняют движения вместе с «цыплятами» под звучание произведения «Цыплята».
Программное содержание: учить детей различать тембр и название музыкальных инструментов.
Игровые пособия: барабаны и погремушки по количеству участвующих детей.
Музыкально-дидактический материал фортепиано. Произведения «Барабан», «Погремушка», муз. Ф. Гершовой.
Ход игрового упражнения.
Дети сидят полукругом. В руках у одних — погремушки. У других — барабаны. Педагог исполняет на фортепиано произведение «Барабан и предлагает тем, кто держит барабан, pритмично, «как музыка рассказывает», поиграть на барабане. Другим детям после прослушивания произведения «Погремушка» предлагается сопровождать игру педагога звоном гремушки. Затем детям предлагается отгадать музыкальные загадки: «Чья музыка звучит, тот инструмент и заиграет».
Программное содержание:
развивать умение вслушиваться в музыкальную ткань произведения и музыкально-слуховые представления.
Игровые пособия:
наборы карточек с изображением сюжетов 11—12 песен из репертуара программы до-школьного образовательного учреждения. Боль¬шие карты, на каждой из которых изображено по три сюжета песен. Детям 5—6 лет можно раз¬дать карты с изображением сюжетов любых песен из репертуара своей и предыдущих воз¬растных групп.
Музыкально-дидактический материал:
отобранные вокальные музыкальные произве¬дения (их можно и даже нужно видоизменить в зависимости от наличия в группе тех или иных возрастных подгрупп). Аккордеон или проигры¬ватель с пластинками.
Ход игрового упражнения
Дети сидят за столами. Перед каждым ре¬бенком лежат по две карты с изображениями сюжетов трех песен. Педагог помещается пе¬ред детьми. У него имеются наборы карточек
(количество их определяется количеством ри¬сунков на больших картах) с изображением пе¬сен. Он предлагает детям вспомнить знакомые песни и назвать их.
Педагог:
«Тому, кто правильно назовет песню, я отдам музыкальную картинку, ее изобража¬ющую, и вы ей закроете такую же картинку на своей карте. А тому, кто не отгадает, кар¬тинку я не дам, она останется у меня. Побе¬дят те дети, которые лучше знают песни. Ведь они непременно первыми закроют маленькими карточками свои(ю) большие(ую) карты(у)!»
Педагог исполняет песню без слов на аккорде¬оне или ставит пластинку, на которой песня звучит в фортепианном или оркестровом исполнении. Каждому правильно назвавшему песню ребенку отдает карточку. Тот закрывает ею изображение на своей карте. Музыкально-дидактическое игро¬вое упражнение проводится до тех пор, пока не будут прослушаны все песни. В конце упражнения педагог отмечает внимательно слушавших и пра-вильно назвавших песни детей.
Примечание: иногда можно разрешить назвать не точное название, но и содержание песни. При этом педагогу следует уточнить ее название.
Программное содержание:
развивать слуховую сосредоточенность, музыкально-слуховые представления.
Игровые пособия:
наборы сюжетных картинок, соответствующих содержанию музыкальных произведений, по ко¬личеству играющих детей. Флажки.
Музыкально-дидактический материал:
фортепиано или проигрыватель с пластинками. Музыкальные произведения: «Новая кукла», «Бо¬лезнь куклы», «Камаринская», «Песня жаворон¬ка», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Баба-яга» П. И. Чайковского.
Ход игрового упражнения
Дети сидят за столами.
Педагог:
«Дети, сейчас мы с вами будем слушать и узнавать произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Я раздам вам карточки с рисунками, изображающими содержание музыкальных произведе¬ний. Рассмотрите их вни¬мательно и положите в ряд перед собой (дети выполняют указание пе¬дагога). Теперь я буду иг-рать знакомые вам про¬изведения Петра Ильича Чайковского, а вы должны вспомнить, как они называются. Если узнаете произведе¬ние, отберите и поднимите вверх карточку с изображением его содержания. Тот, кто от¬гадает правильно, получит фишку. В конце слушания музыки мы подсчитаем фишки и узнаем, кто же лучше всех знает музыку Петра Ильича Чайковского!» Примечание: до проведения упражнения дети должны быть ознакомлены с музык П. И. Чайковского в ходе вечеров досуга, занятий, самостоятельной деятельности. Упражнение можно проводить и по произведениям других композиторов.
Программное содержание: учить детей различать звуки по высоте, определять ритмическую акцентировку.
Музыкально-дидактический материал: баян. Хантыйская народная танцевальная мелодия.
Ход игрового упражнения
Дети делятся на две команды: «охотники» и «белки». На звучание мелодии в низком регистре «по лесу» осторожным шагом с полным приседанием на каждую сильную долю та идут «охотники». На звучание мелодии в высоком регистре «по лесу», акцентируя сильную долю такта более длинным прыжком, скачет «белки».
Мелодия танца многократно исполняете в разных регистрах. В конце игры по сигналу педагога: «Лови!» — «охотники» ловят «белок», а те стараются быстро взобраться н «деревья».
Программное содержание:
учить детей различать динамику (громко и тихо) звучания музыкальных произведений.
Музыкально-дидактический материал:
фортепиано. Два произведения Н. А. Римского-Корсакова «Море».
Ход игрового упражнения
Педагог говорит о том, что они будут изоб¬ражать морские корабли, которые отправятся
в дальний путь. И плыть им придется то по ровной морской глади (это когда штиль на мо¬ре стоит: нет ветра, погода тихая, ясная), то по грозному морю, ныряя с одной громадной волны на другую.
«Внимательно слушайте музыку! Когда она звучит тихо-тихо, то судам надо плыть ровно, легко. А когда музыка зазвучит очень громко, надо бороться с волнами. Много раз меняется погода на море. Сумейте услы¬шать, как надо плыть!»